Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи.Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «ЗамокСтен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена.Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.
Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе,но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытаетсяпревзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника.
Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.
Творческая манера
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников,которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первоедесятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого иметодичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такомуподходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самымуниверсальным художником своего времени.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительнымразнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок ижестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этойжизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские»,которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколькотяжеловесной телесностью.
В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописиформы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстнойдинамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этихработах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционноналагаемые на художников линией и формой.
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и вмногометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижныхмазках небольших работ последнего периода.
БосхЕрун ван Акен (нидерл. Jeroen van Aeken, МФА: [jəˈrun vɑn ˈa:kə(n)]), более известный как Иероним Босх (нидерл. Hiëronymus Bosch, Jheronimus Bosch, МФА: [ɦie:ˈro:niməs ˈbɔs] [1]); около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха Хертогенбосе открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.
Картины Босха
Отдельные картины
Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид | Семь смертных грехов. 1475-1480. Прадо. Мадрид | Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт | |
Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент | Св. Иоанн Креститель в пустыне. 1504-1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид | Св.Христофор. 1504-1505. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам | Св. Иероним за молитвой. ок. 1505. Музей изящных искусств. Гент |
Увенчание терновым венцом. 1508-1509. Национальная галерея. Лондон | Увенчание терновым венцом. ок. 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал | Блудный сын. ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам |
Створки (фрагменты) несохранившихся триптихов
Корабль дураков. 1495-1500. Лувр. Париж | Аллегория чревоугодия и любострастия. ок. 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен | Смерть скупца. ок. 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон | Св. Иоанн на Патмосе. 1504-1505. Берлинская картинная галерея. Берлин |
«Блаженные и проклятые». 1504-1505. Дворец дожей. Венеция | Несение креста. 1505. Королевский дворец. Мадрид | Ад и Потоп. 1508-1514. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам | Несение креста. 1515-1516. Музей истории искусств. Вена |
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы:
- лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
- перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
- ключ — (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания;
- отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
- стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчитона поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анусполуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
- сова — в христианских картинах может быть интерпретированане в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босхизображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда вконтекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавалисьсмертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу какночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту ибезжалостность всего земного.
Караваджо
Микела́нджело да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio; настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо) 28 сентября 1571 Милан — 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскомудуху его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах:«Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик сфруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж),он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормамсвоей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы —римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственнойкрасотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; геройКараваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта,простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и сатрибутами античного бога Вакха.
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотнуюпридвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью ипластической ощутимостью.
Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценахнасилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», ок. 1596, Уффици;«Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в рядедругих картин того же периода находит более глубокую и поэтическизначительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и«Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).
Обращение Павла. 1601. Церковь Санта Мария дель Пополо. Рим | Отдых на пути в Египет. 1596—1597. Галерея Дориа-Памфили |